Архив

Между тишиной и космосом: музыка и визуальный стиль в «Солярисе»

12 апреля, суббота, 18:00

В программе:

• лекция о художественных и эстетических особенностях фильма «Солярис» от философа Михаила Витушко.

• лекция о музыке в фильме «Солярис» от культуролога и музыковеда Тимофея Чаплюка.

• эмбиент-лайв от Тимофея Чаплюка.

Описание лекций

Философия фильма. Фильма. «Солярис» Тарковского — это синтез философии, эстетики и кинематографического языка, который ставит перед зрителем вопросы о природе реальности, самосознания и человеческой боли.

Художественная ценность картины заключается в её способности передавать глубинные эмоции и мысли через медитативный ритм, замедленные кадры и напряжённую атмосферу, где визуальные образы становятся символами внутреннего мира персонажей.

Эстетически фильм погружает в мир бескрайних пространств и природы, где каждая деталь, от воды до архитектуры, наполнена символическим значением.

Кинематографически «Солярис» мастерски использует свет, тень, композицию и звук, чтобы создавать ощущение неизведанного и трансцендентного, тем самым превращая кинематограф в средство познания самой человеческой сущности и её отношения с неизведанным.

Музыкальная часть. У Тарковского с музыкой были особые отношения. Когда снимался «Солярис», композитором для него был Бах, и никакая другая музыка, как ему казалось, не подходила.

Но нужно было что-то иное: присутствие машины, сделавшей океан далёкой планеты поющим и звучащим. Таким образом, Тарковский невольно спроецировал идею фонового сопровождения, приблизившись к концепции эмбиента.

А Эдуард Артемьев смог это воплотить в жизнь. Революционные идеи позже будут осмыслены сотнями музыкантов в разных частях мира, и таким образом электронная музыка получит эстетический толчок благодаря «Солярису». Но в чем же проявилось это влияние?

Об этом и многом другом поговорим на встрече.

Стоимость по входному билету в Музей: 400 руб. (полный), 200 руб. (льготный).